Пенсионный обман: Почему россияне рискуют остаться без пенсии в 2026 году
Пенсионная реформа, начатая в России в 2019 г., завершится только в 2028-м. А социологические опросы показывают, что граждане ожидают от её очередных зигзагов лишь новых ущемлений. Стоило Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) повысить «возраст молодости» до 44 лет, как в России выросло число ожидающих нового повышения пенсионного возраста. Хотя реальная опасность совсем в другом.
В апреле 2025 г. депутат Государственной думы Оксана Дмитриева назвала переход на частичную накопительную систему пенсий самым масштабным обманом в социальной сфере. Проблема в том, что накопительная часть формировалась не в дополнение к страховой пенсии, а вместо неё. И граждане, собирающиеся на покой в 2026 г., могут недосчитаться пенсионных баллов и вовсе не получить пенсию по стажу. «АН» долго подбирали слова, чтобы это объяснить. Но вышло всё равно туманно.
В 2026 г. в России на пенсию выйдут 59‑летние женщины и 64-летние мужчины. При этом для получения права на пенсию необходимо иметь 15 лет страхового стажа и 30 пенсионных коэффициентов (тех самых баллов). Допустим, человек получал в период 2002–2014 гг. среднюю заработную плату. С неё добросовестно отчислялись взносы на накопительную часть пенсии. «Но эти средства не отчислялись на страховую часть, и человек за эти 12 лет потерял 16 пенсионных баллов», – объясняет Дмитриева. Не очень понятно?
Почему баллов может не хватать?
Оказывается, из-за сложного механизма их начисления и индексации. Например, в 2022 г. для выхода на пенсию достаточно было иметь 23, 4 балла, а сейчас его показатели «вышли на плато» в 30. При недоборе баллов их можно докупить: в 2025 г. за один балл предлагают доплатить 60 тысяч рублей. И вот ещё раз: если вы всё-таки недобрали баллов для получения страховой пенсии, вам предложат прийти через пять лет за социальной, которая существенно ниже. Оксана Дмитриева считает, что подобная петрушка «может затронуть 3–4% от возрастной когорты, которая намерена выходить на пенсию по старости».
Правда, в Социальном фонде России её опасения не поддерживают: дескать, абсолютное большинство граждан, достигших пенсионного возраста, имеют достаточное количество баллов для назначения страховой пенсии по старости. Однако поводы для беспокойства есть не только у депутата Дмитриевой.
Одна из думских фракций ещё осенью 2024 г. предлагала «сбросить планку» с 30 до 20 баллов.
История пенсионных реформ: от 1920-х до наших дней
Как уже рассказывали «АН», правительство РФ до 2019 г. долго топталось перед непопулярной мерой – повышением пенсионного возраста. Оно очень напоминало мышей, решивших вешать коту на шею колокольчик, но не способных решить вопрос: кто именно будет вешать? Но в итоге из всех вариантов повышения пенсионного возраста выбрали самый жёсткий.
За оправданиями, как водится, дело не стало. Дескать, существующий пенсионный возраст установлен в 1920-е годы, когда средний советский мужчина не доживал до 50 лет. С тех пор продолжительность жизни выросла во всём мире, и весь мир, кроме России, сдвигал возраст выхода на пенсию ближе к 70 годам.
Например, в Дании выходят на покой в 67 лет, а в Японии – и вовсе после 70 лет. Наших же 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин нигде в Европе уже нет.
При этом мы выгодно отличаемся от Китая, где пенсий не платят вовсе, или от Туркменистана, где выплаты старикам просто отменили как «не соответствующие туркменской культуре и ценностям».
Демографические и экономические последствия
По данным Росстата, к 2018 г. в границах пенсионного возраста находились 36, 7 млн россиян: 25, 9 млн женщин и всего 10, 8 млн мужчин. Если подтянуть возраст до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин, то пенсионеров останется 22, 9 млн человек. Что даст экономию в 2, 3 трлн рублей. Другого пути вроде как и нет: доля пенсионеров в структуре населения продолжает увеличиваться, а размеры выплат необходимо индексировать. «Никакой бюджет это не потянет», – уверяли сторонники пенсионной реформы.
Работающие пенсионеры и китайский опыт
Сегодня около 60% оформивших пенсию россиян продолжают работать. Во многом это следствие дефицита рабочих рук, возникшего после начала СВО. Работодатели в 2024 г. предлагали пенсионерам зарплаты на 40% выше, чем годом ранее. Но так было не всегда. В 2016 г. лишь 2% от общего числа нанятых сотрудников были старше 40 лет. Фонд «Общественное мнение» тогда выяснил, что 53% российских пенсионеров прекращали работать против своего желания.
Даже 40–50-летние были вынуждены соглашаться на понижение оплаты труда в среднем на 20%. В Китае, как оказалось, пенсионная система не отсутствует, как любят повторять с высоких трибун.
Она скопирована с советской системы конца 1950-х годов, где колхозники пенсий не получали. Нынче в Китае право на пенсию имеют лишь 55% граждан, в основном горожане. К 2019 г. средняя пенсия в Поднебесной была ниже российской примерно на 10 тыс. рублей, зато её покупательная способность выше.
И если в России работник платил в пенсионные фонды (по сути, в государственный карман) 22% заработка, то в Китае – 7–8%.
Финансовая устойчивость и аутсорсинг
А сэкономленные в результате пенсионной реформы 2019 г. 2, 3 трлн рублей не изменили печальной динамики. То есть доля расходов на школы и больницы по отношению к ВВП продолжала падать. За пять лет до начала реформы Пенсионный фонд России (ПФР) тратил на свою работу 18% средств от 8-триллионного бюджета, хотя в развитых странах норма – 5%. К 2020 г. российских пенсионеров обслуживала 121 тыс. сотрудников, а в США – лишь 50 тыс. (хотя население вдвое больше нашего).
Правда, функции нашего Пенсионного фонда были шире – от выплат материнского капитала до ведения реестра инвалидов. Но это мало кого успокоило. Когда тема стала «горячей», в ПФР начались увольнения, но журналисты не раз обнаруживали, что фонд просто отдавал многие функции на аутсорс частникам. Что вряд ли выходило дешевле.
А в 2023 г. на основе ПФР и Фонда социального страхования образован Социальный фонд России. На 2025 г. бюджет фонда запланирован с дефицитом 369 млрд рублей. А в 2024 г. было 555 млрд в плюсе.
Заключение: что ждет россиян в будущем?
Пенсионная реформа, задуманная как способ стабилизации бюджета и обеспечения будущего выплат, на деле породила множество вопросов и опасений. Сложная система начисления баллов, риск недобора необходимого количества для получения страховой пенсии, а также растущая доля работающих пенсионеров – все это свидетельствует о том, что проблемы в пенсионной сфере далеки от решения.
Несмотря на заявления властей об устойчивости системы и достаточности накопленных баллов у большинства граждан, эксперты предупреждают о возможных негативных последствиях для тех, кто планирует выйти на пенсию в ближайшие годы.
Важно помнить, что пенсионное обеспечение – это не только вопрос экономики, но и социальная ответственность государства перед своими гражданами.
В условиях быстро меняющейся демографической ситуации и нестабильной экономической обстановки необходимо искать новые пути решения проблем пенсионной системы, обеспечивающие достойный уровень жизни пожилым людям и уверенность в завтрашнем дне для всех россиян.
Необходимо пересмотреть существующие механизмы, упростить систему начисления баллов, предусмотреть дополнительные меры поддержки для тех, кто оказался в сложной ситуации из-за реформы. Только комплексный подход позволит создать действительно справедливую и устойчивую пенсионную систему, отвечающую потребностям современного общества.